234

Дизайнер – вторая кожа заказчика

Дата публикации: 30.03.2017
Дизайнер Елена Руденко в эксклюзивном интервью для коммуникационного бюро Trendy PR размышляет об интерьерных тенденциях, о творчестве, о предпочтениях заказчиков, рассказывает о своем пути к вершинам профессионализма.
Елена, почему из всех возможных профессий вы выбрали именно дизайн интерьеров?

Еще в детстве придумала игру: высыпала шахматы и шашки из их коробок, сами коробки у меня были комнатами, а из шашек я делала там столики и кресла. Шахматные фигурки: король, королева и их детишки-пешки жили в этих комнатах, утром вставали, «садились» в кресла завтракать и т.д. Если дома я «играла в шахматы», то на улице – в море. Вокруг лужи-моря из камушков и листиков на побережье вырастали города. Могла так возиться часами, видимо фантазия требовала проявления.

Почувствовав свое призвание в детстве, вы стали развиваться в нужном направлении?

Не так сразу. Еще одним увлечением детства было шитье. В возрасте 8-9 лет из лоскутков я уже делала куклам платья с вытачками, моделировала разные фасоны. Мама поощряла мое увлечение, покупая все необходимое, и к 14-ти годам я уже шила не куклам, а себе. Брала самые сложные выкройки из журналов и подгоняла под размер, дополняла нужными деталями. Причем, старалась сделать вещь за один день, полностью погружаясь в работу, забывая о еде и отдыхе. На следующий день мне хотелось уже придумывать и начинать нечто новое. Я полагала, что стану модельером-конструктором и поступила на швейный факультет Текстильного института в Санкт-Петербурге. У нас его называли «Институт невест» по понятной причине – среди учащихся были только девушки. И вскоре я вышла замуж.

Неужели замужество заставило изменить сделанный выбор?

В начале девяностых все давалось нелегко. В какой-то момент юношеские «воздушные замки» рухнули, и я перестала понимать, что вообще хочу делать в жизни. Ушла в институт торговли, потому что надо было просто зарабатывать деньги. Наша молодая семья жила то в одной, то в другой съемной комнате, и всякий раз я переделывала интерьер под себя. Поэтому даже искала комнаты и квартиры похуже, те, которые требовали ремонта, чтобы хозяева без лишних слов соглашались на обновление. Помню, однажды на Петроградской стороне, в самом центре города с видом на Неву, мы сняли комнату площадью 25 м² и высотой потолка 5 м, с безумно красивой лепниной. Так вот, в этой коммуналке, словно из фильма «Покровские ворота», я даже организовала субботник, и жильцы участвовали в покраске потолков и стен общих помещений. Все были так увлечены процессом, особенно, я…
А когда мы переехали в Москву и приобрели свое жилье, я решила, что буду сама делать ремонт с перепланировкой, но поняла, что не хватает знаний

И вы продолжили обучение?

Да, я поступила в Академическую школу дизайна, очень сильную частную школу, куда на работу приглашали преподавателей МАРХИ (Московский архитектурный институт). Так, на занятиях у Александра Петровича Тюрина мы из бумаги возводили макеты интерьеров, макеты общественных зданий с межэтажными перекрытиями и лестницами. Он буквально погружал нас в профессию, заставляя прочувствовать пространство изнутри, всю эргономику, привязки, в том числе электрику и водоснабжение. Сейчас, когда есть 3D-принтеры, это кажется чрезмерным, но тогда именно макетирование дало нам мощные знания и навыки. Как говорил нам Александр Петрович, что если чего-то не знаешь, возьми литературу и прочитай, не стоит надеяться на других специалистов, которые придут и за тебя все сделают. Еще помню, он говорил, что один год обучения в Академической школе дизайна приравнивается к двум-трем годам обучения в МАРХИ. И действительно, курс был настолько интенсивным, что из 16 человек, которые поступили, всего четверо, в том числе и я, через полтора года дошли до защиты выпускной дипломной работы.

То есть вас учили не только дизайну, но и смежным профессиям?

А как же! Если ты полностью отвечаешь за проект, ведешь авторский надзор, то должен разбираться во всем, вплоть до того, сколько, где и каких розеток поставить на кухне, или на какой высоте сделать вывод труб под раковиной. Любой прораб, когда чувствует, что ты разговариваешь с ним на его языке, начинает относиться иначе, с уважением.

А как вы стали руководителем?

Судьба. Не надо задумываться, что и как происходит, что-то просто ведет тебя по жизни. Все мои знания, полученные в Текстильном институте, в торговле, в Академической школе дизайна пригодились мне в федеральной сети салонов интерьерных решений «Старик Хоттабыч», помогли пройти непростой путь от рядового дизайнера до руководителя департамента. Невероятный опыт в плане становления, приобретения навыков руководства целого нового направления, руководства персоналом – все бесценно и очень нужно сейчас в моей работе.

Как ваш богатый опыт влияет на то, что вы делаете?

Теперь мне хочется заниматься чем-то глобальным, делать не целый мир, а мир человека более красивым. Чтобы люди почувствовали, что мир может быть другим, лучшим. Чтобы им было хорошо в этом мире, и чтобы они стали счастливее. Ведь то, как начинается утро, накладывает отпечаток на весь день. Кто-то на улице или на работе на тебя накричал, а если ты с утра счастлив, то легко реагируешь, пропускаешь весь негатив мимо. Хочется, чтобы наш российский менталитет менялся под воздействием красоты. И я создаю эту красоту в интерьерах людей.

Как рождается концепция нового интерьера? Откуда берется вдохновение?

Не случайно говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Когда я общаюсь с заказчиком, у меня в голове начинает звучать некая мелодия, которая помогает создавать новый мир. А если мелодия не звучит, то пытаюсь донести до клиента, что недостаточно обратиться к профессионалу, надо оказаться с ним на одной волне. Дизайнер – это вторая кожа заказчика, а не личные амбиции, которые хочется реализовать. Между дизайнером и заказчиком должна пробежать искра взаимопонимания. Я эти тонкие материи в силу профессионализма улавливаю сразу.

Каждый новый интерьер – поначалу чистый лист бумаги. А начинаться он может неожиданно, например, с какой-то детали. Если в результате общения с заказчиком я вижу картинку будущего интерьера словно в тумане, то начинаю спрашивать, какие нравятся материалы, мебель. Вот, например, нравится такой стул. Все! Появилась деталь! И туман постепенно рассеивается. Дальше важно не сходить с выбранного пути. Ведь как случается: заказчик вдруг говорит – «а давайте попробуем иначе, а этот предмет сочетается с тем-то и с тем-то». В таких случаях я отвечаю, что и новый предмет хорош, но нужен именно тот, что мы выбрали и согласовали, иначе гармония пространства нарушится.

Кто ваши заказчики? Что ставят во главу - моду или комфорт?

Пожалуй, всех моих заказчиков объединяет успех в бизнесе. А предпочтения зависят скорее от возраста и от порядкового номера ремонта в их жизни. Как правило, пятый – восьмой по счету ремонт происходит значительно легче, заказчики не фокусируются на мелочах, готовы идти на авантюру. Дорогие брендовые вещи они приобретают выборочно и умеют правильно расставлять акценты. Труднее всего с теми, кто делает свой первый ремонт: им хочется вникать в технические подробности, но сложно представлять, например цветовые сочетания, поэтому сложно выбирать. Менее гибки те, кто свой первый ремонт делает в 35-45 лет. Мне нравится работать с молодежью - до них легко донести идею, они не сильно интересуются деталями стройки и 20 раз не взвешивают, нужен ли им этот карниз или другой. Для молодых важнее не комфорт, а возможность поразить интерьером знакомых, показать, как они круты. Мне также нравится создавать интерьеры для заказчиков зрелого возраста. Зачастую это не первый в их жизни ремонт, они четко понимают, что хотят. Главное – интерьер должен быть для них любимым домом, очагом, в который хочется каждый возвращаться в хорошем настроении. Как правило, такие заказчики предпочитают правильные вещи, не жесткую эклектику типа пышного платья с кроссовками. Если классика, то уж классика. Понятно, что кристально чистые в смысле стиля интерьеры бывают лишь в театре или кино, а в жизни – отголоски стилей.

Кто для вас иконы стиля?

Юлия Высоцкая. Мне импонирует ее образ жизни: создание книги, совместных проектов, утренние передачи, съемки в кино... Она все успевает и всегда выглядит сногсшибательно. Глядя на нее, мне тоже хочется проводить мастер-классы, показывать людям, чем и как они могут пользоваться. Уже накопился достаточный багаж знаний, которыми хочу и готова делиться.

Ральф Лорен – потрясающий человек! Талантливый во всем. Как стилист, художник, как менеджер и как бизнесмен. Пытаюсь в свое творчество вписывать нотки его интерьерного стиля. Нравится Альбина Назимова: насколько ее интерьеры с одной стороны просты, а с другой продуманы и сложны, виртуозно сделаны.

Ваш любимый стиль?

От Ральфа Лорена. Его интерьеры поражают сдержанностью и респектабельностью с одной стороны, с другой – они эклектичные, но в них чувствуется почерк. Интерьер своей новой квартиры точно буду делать в стилистике от Ральфа Лорена. По крайней мере, его творчество станет отправной точкой, дальше добавлю что-то свое.

Что концептуально изменилось в интерьерах за последние годы? И как вы используете модные тенденции?

Вернусь к своему ремонту в московской квартире, который сделала по окончании Академической школы дизайна. Когда пришло время ее продавать, то все потенциальные покупатели приходили в недоумение, как в стандартной квартире нашлось место для такой огромной ванной комнаты. Хотя по нынешним меркам она была не такая уж огромная, всего 9 м². Сейчас заказчики предпочитают ванные комнаты и более солидных размеров, 12-16 м². Только вдумайтесь в суть определения «ванная комната». Это уже не простой санузел как функциональное помещение, а полноценное пространство, где кроме ванны можно поставить кресло и расслабиться, побыть с самим собой наедине. Кстати, по размерам ванной комнаты, что указывает заказчик, уже можно составить представление о степени его самоуважения.
Другой тренд – в каждой комнате свой мир, учитывающий конкретные интересы, а в целом дом или квартира выдержана в единой стилистике. Поэтому все чаще у мужа и у жены отдельные спальни, хотя многие супруги поначалу удивляются такому предложению. Могу привести конкретный пример заказчиков. У мужа, в прошлом - военного, спальня в зеленоватых тонах украшена охотничьими ружьями, шкурами, касками, и он там счастлив. А у его жены, которая любит Прованс, спальня в рюшах и цветочных обоях, среди которых она чувствует себя просто волшебно. Никто никому не мешает, а проявляет уважение к вкусам и предпочтениям второй половинки.
Что же касается модных тенденций, то трендовые актуальные цвета и рисунки особенно ярко проявляются в новых текстильных коллекциях, и я этим постоянно пользуюсь и отслеживаю.

На чем никогда не стоит экономить в создании нового интерьера?

На сантехнике, на черновом расходном материале, который прячется за отделкой, на кухонной мебели и всем том, что должно служить долго, порядка 15 лет. А мобильные вещи типа кресел, светильников могут и не быть самыми-самыми дорогими. Тот же текстиль вы всегда можете легко заменить. У меня есть знакомые, которые обновляют текстиль по сезону, не тратясь на очень дорогие ткани, и у них нет рутины в интерьере.

Елена, какой ваш девиз по жизни?

Никогда не останавливаться на достигнутом и стремиться к новым вершинам.